Реклама

На правах рекламы:

От "Востока" до "Востока"

Трудной оказалась проблема возвращения кабины с орбиты на Землю. Сотрудникам КБ С.П. Королева пришлось испробовать множество вариантов. Вначале остановились на конусном варианте спускаемого аппарата, потом нашли более экономичный и надежный. Прошло предложение сотрудника КБ К. П. Феоктистова по использованию классически удобной формы шара, со всех сторон одинакового для преодоления сопротивления воздушного потока и обеспечения теплозащиты космонавта.

Следом стала задача - как погасить огромную скорость спускаемого аппарата и прежде всего на участке с орбиты до атмосферы Земли. В мае 1960 года ОКБ А.И. Исаева сделало тормозную двигательную установку (ТДУ) космического корабля. А в атмосфере? Кабина будет гореть и тормозиться сама. Нужна такая защитная оболочка кабины, чтобы она тем не менее могла сохранить целой саму себя и космонавта. Нашли сплав металла, сделали из него кожух для кабины, который решил и эту задачу, защитив ее от сгорания в атмосфере.

Еще одна была проблема: как космонавту приземляться - в кабине или вне ее? Вариант "мягкой" посадки требовал много времени и решения целого ряда технических проблем. Опять же на хвосте - американцы. Они решили эту проблему просто -приводнять астронавтов в капсуле. Наши специалисты решили на высоте 7 км от поверхности земли космонавта катапультировать из кабины и приземлять на парашюте.

Начали отрабатывать катапультирование. Дело это очень сложное: при катапультировании сильному удару подвергается позвоночник человека. Космонавты эту тренировку не проходили. За них это сделали мужественные парашютисты-испытатели, даже ценой жизни одного из них - Долгова.

До полета первого человека в космос было запущено 7 беспилотных кораблей. Первый пробный полет космического корабля, которому дали имя "Восток" (не "Запад", а именно "Восток") состоялся 15 мая 1960 года. В герметической кабине находился груз, имитирующий вес человека, необходимое оборудование и аппаратура. Но кабина пока была без теплозащиты. Корабль-спутник четверо суток вращался вокруг Земли. После проверки работы всех систем и отдельных приборов на борт была дана команда на спуск. Она не сработала, вместо торможения корабль получил дополнительную скорость, перешел на более высокую орбиту и не вернулся на Землю. Все вокруг С. П. Королева горевали, только сам Сергей Павлович, по свидетельству очевидцев, воспринял неудачу как должное и сказал, что в результате этого полета мы приобрели очень важный опыт.

18 июня 1960 года он пригласил к себе будущих космонавтов, чтобы познакомить их с кораблем "Восток" в натуре. Сергей Павлович привел их в цех, где собирали корабли.
- Здесь, так сказать, венчается дело, - показывая жестом на людей в белых халатах, сказал Королев. - А начало оно берет во множестве других мест. У нас, собственно говоря, самое простое дело. Наши смежники работают, а мы только собираем.

Подошли к кораблю. Сергей Павлович обратился к гостям:
- Ну, кто первым поднимется в корабль?
- Можно я? - спросил Ю. А. Гагарин. Королев в знак согласия кивнул головой.

Юрий Алексеевич снял ботинки, быстро поднялся по стремянке к люку корабля, затем ловко нырнул в него и сел в кресло. Потом спросил Королева:
- Сергей Павлович, а за изучение этого корабля тоже будут ставить отметки?
- Да, - ответил Главный. Следом за Юрием в люк корабля проник Герман Титов.
- Очень интересно, - сказал он, когда спустился, - хотя и не все пока понятно.

28 июля 1960 года была сделана попытка запустить 2-й "Восток", но и она оказалась неудачной: в одном из двигателей произошло разрушение камеры сгорания, и корабль остался на земле.

Следующий, 3-й "Восток" полетел 19 августа 1960 года. Он был уже с теплозащитой спускаемого аппарата, внутри которого находились собаки Белка и Стрелка и другие живые существа. Корабль совершил 18 оборотов вокруг Земли и благополучно вернулся на Землю. Подопытные животные чувствовали себя хорошо. Это была величайшая победа! Некоторые заспешили с мнением, что пора запускать человека в космос. Однако С.П. Королев считал, что надо послать еще пару-тройку кораблей, чтобы быть уверенным в благополучном исходе полета корабля с человеком на борту.

30 августа 1960-года Советское правительство утвердило "Положение о космонавтах СССР", узаконив новую профессию.

10 сентября 1960 года С. П. Королев вместе с другими видными деятелями в области космонавтики направил записку в ЦК КПСС, в которой было сказано, что есть условия для полета человека в космос.

11 октября 1960 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о подготовке к запуску космического корабля с человеком в декабре 1960 года, " считая это задачей особого значения".

24 октября 1960 года на старте взорвалась ракета Р-16 - межконтинентальная стратегическая. На запуске присутствовал главнокомандующий ракетными войсками стратегического назначения маршал М.И. Неделин. Система защиты неожиданно заблокировала старт, ракетчики хотели его отложить, но маршал настоял. Взяв стул, он сел рядом с ракетой в ожидании пуска. Пуск не состоялся, но сама собой вдруг заработала вторая ступень, произошел страшный взрыв. На фермах находились люди. Я видел кинокадры, как они прыгали с большой высоты и разбивались. А те, кто стоял рядом, были охвачены огненным смерчем. Погибли много солдат, офицеров и гражданских специалистов. Погиб и маршал Неделин. Всего пострадали 125 чело век. Мне пришлось быть на кладбище, где похоронены жертвы этой катастрофы. На могильных памятниках фотографии, в основном - молодых людей.

Эта катастрофа охладила тех, кто ратовал за пуск корабля с человеком в декабре 1960 года. Решили запустить еще несколько кораблей-спутников типа "Восток". И правильно сделали.

7 ноября 1960 года в США на старте взрывается ракета, на которой должен был полететь американский астронавт. Тоже торопились. Испытания шли впритирку с советскими запусками космических кораблей. 1 декабря 1960 года в космос улетела 4-я ракета " Восток" с собаками Пчелкой и Мушкой. На Землю они не вернулись. При спуске, войдя в плотные слои атмосферы, корабль сгорел: не отделилась кабина от приборного отсека.

Следующий 5-й, запущенный 22 декабря 1960 года, не вышел на орбиту из-за ненормальной работы двигателя третьей ступени ракеты.

После таких неудач С.П. Королев берет "тайм-аут", чтобы еще и еще тщательно все обдумать и проверить. На это ушло более двух месяцев.

9 марта 1961 года (кстати, день рождения Ю. А. Гагарина) стартовала 6-я по счету ракета "Восток". На ее борту находился манекен "Иван Иванович" в скафандре и собака Чернушка. Надо заметить, что скафандру уделялось большое внимание. Он спасает космонавта в случае разгерметизации кабины, предохраняет от ушибов, удерживает на плаву в случае приводнения и предохраняет от замерзания в ледяной воде. После завершения космического полета они приземлились в спускаемом аппарате на парашюте.

Успешный полет этой ракеты вселил уверенность во всех. 13 марта 1961 года в Центре подготовки космонавтов состоялось партийное собрание с повесткой: " Как я готов выполнить приказ Родины". Все говорили единодушно: если выбор падет на меня, то я готов с честью выполнить приказ Родины - первым проникнуть в космос и сделать все, что требуется в самом полете и после него. Вторым после П. Р. Поповича выступил Ю. А. Гагарин. Он сказал:

- В настоящее время подходит к концу наша подготовка, приближается день старта. Этот полет будет началом нового этапа нашей работы... Могу заверить, что... не пожалею ни сил, ни труда и не посчитаюсь ни с чем, чтобы выполнить задание партии и правительства... На выполнение предстоящего полета мы идем с чистой душой...

На этом собрании Г.С. Титова приняли кандидатом в члены КПСС. Ю.А. Гагарин был принят в партию раньше, 16 июня 1960 года, когда тоже уже находился в отряде космонавтов.

Последний, 7-й полет ракеты "Восток" в точной копии был схож с тем, 8-м кораблем, на котором предполагалось запустить человека в космос. На его борту был также манекен " Иван Иванович" и собака Звездочка. На этот старт привезли первую шестерку космонавтов, среди которых был и Ю. А. Гагарин. Основная цель их присутствия на старте - показать надежность полета корабля в космос. Запуск, полет и приземление прошли успешно. Это произошло 25 марта 1961 года за 18 дней до полета первого человека в космос.

- Совсем скоро, друзья, вот так же будем провожать в космос одного из вас, - сказал С.П. Королев космонавтам.

30 марта в ЦК КПСС была отправлена записка ответственных за советскую космическую программу, в которой сообщалось, что провели семь пусков кораблей-спутников "Восток". Готовы к полету с человеком на борту два корабля и шесть космонавтов. Просьба: разрешить запуск человека в космос на один виток вокруг Земли в период 10-20 апреля 1961 года. Наши очень рисковали. Надежность предыдущих полетов кораблей "Восток" составила 43%, у американцев на тот момент - 67%.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version