Реклама

На правах рекламы:

27 марта 1968 года. Как это было

Этот день был расписан до мельчайших подробностей с утра до вечера. На 27 марта в настольном календаре Юрий Алексеевич крупно записал: "Полеты" и мелко "К Вале". Она лежала в больнице.

Водитель Гагарина однажды мне рассказал, что решение свое Юрий Алексеевич изменил, и к Валентине Ивановне они поехали 26 марта. Разговаривали минут сорок... Потом сказал водителю, чтобы 27 марта он " повозился" с машиной.

27 марта Юрий Алексеевич встал рано. Сделал зарядку, позвонил дежурному по части:
- Я на полетах!

Выйдя на площадку, он встретил подполковника Г. Добровольского, который спешил в ГАИ.
- У меня сегодня нет полетов. Надо с ГАИ пообщаться.
- Сдавай на права по-настоящему, а не как вчера в гараж въезжал, - шутливо заметил Гагарин.

Подошел лифт, из него вышли жены космонавтов. Поздоровались.
- Какие красивые наши женщины, - сказал Гагарин Добровольскому. - Как изящно идут!

Тамара Вольтова быстро отреагировала:
- Перед такими мальчиками иначе ходить нельзя.

Вдруг Гагарин спохватился:
- Я, кажется, пропуск забыл, - порылся в карманах. - Вернусь, надо взять пропуск. Юрия Алексеевича начали уговаривать, что на аэродроме его все знают, пропустят без пропуска.
- Нет, - твердо сказал Гагарин. - Порядок есть порядок. Нехорошо часовому неудобство создавать. Пойду.

Он вернулся за пропуском в квартиру. - Плохая примета, - скажет потом Анна Тимофеевна, мать Ю.А. Гагарина.

Писатель Юрий Нагибин вспоминает еще об одной плохой примете в этот день. Гагарин зашел в столовую, позавтракал, потом заспешил в автобус. Официантка Настя догнала его:
- Юрий Алексеевич, вы талон на обед забыли!

Космонавт взял талончик, на котором было написано "Гагарин Ю.А."
- Ну, а обед хоть стоящий? Беляши будут? Уговор - двойная порция...
- Будет сделано, товарищ полковник!

Юрий Алексеевич сунул талончик в карманчик летной куртки. Потом на месте катастрофы найдут этот талон.

И еще. За три дня до гибели Гагарин пригласил журналистов к себе домой, чтобы они сфотографировали всю семью. Было воскресенье. Юрий Алексеевич привез жену из больницы. Когда журналисты отсняли пленки, он попросил всех не расходиться. Взял свой фотоаппарат и стал тоже "щелкать" - "на память".

... День начинался грустно. Юрия Алексеевича, да и других летчиков, которым предстояло сегодня летать, беспокоила погода. Тучи обложили все небо.

Ю. А. Гагарин успешно прошел медицинскую комиссию. Поинтересовались, как спал космонавт.
- Спал крепко, как убитый. Почти девять часов, - ответил он. И его допустили к полетам.

Начальник Центра подготовки космонавтов Н.Ф. Кузнецов, принимая во внимание неустойчивый характер погоды, принял решение: выпустить Гагарина в полет без предварительного контрольного полета вместе с командиром полка В.С. Серегиным, который в качестве инструктора должен был решить: можно ли Гагарина выпускать в самостоятельный полет. Юрий Алексеевич уже восемнадцать раз вылетал с инструкторами. Они дали свое "добро" на самостоятельный полет Гагарина, но Серегин решил сам убедиться в этом.

Генерал Кузнецов принимает решение: независимо от мнения Серегина самостоятельный вылет Гагарина, запланированный на сегодня, отложить на некоторое время, пока не установится погода.

В классе предварительной подготовки все шло по штатному расписанию: все службы доложили о состоянии своих дел, В. С. Серегин и летчики сделали себе соответствующие записи и поправки. Владимир Сергеевич сказал Гагарину:
- Часа через два погода может резко ухудшиться.

Юрий Алексеевич молча кивнул головой.

Командир полка сделал необходимые указания службам и вместе с Гагариным пошел к самолету. По пути его остановил генерал Н. Ф. Кузнецов, а Юрий Алексеевич продолжил путь к самолету. Некоторые очевидцы утверждают, что между генералом и полковником произошла какая-то ссора, Серегин нервничал. Перед полетом "заводиться" нельзя. О чем они говорили? Вероятно, о Гагарине: лететь ему сегодня самостоятельно или нет. Юрий Алексеевич был настроен на самостоятельный полет, это хорошо знали оба начальника, но генерал настаивал на отмене самостоятельного полета, а Серегин - за полет. Может быть, они спорили не об этом? Вполне возможно, но Владимир Сергеевич был "взвинчен". По некоторым сведениям он еще утром был так расстроен, что не стал завтракать в столовой.

Ю. А. Гагарин занял свое место в самолете, провел самостоятельный тренаж. Серегин, жестикулируя, дал последние наставления Юрию Алексеевичу и сел во вторую кабину. К Гагарину поднялся генерал, пожал ему руку и пожелал успешного полета.

Полетели они на 30 минут. Примерно через 12 минут Гагарин неожиданно сообщил, что задание выполнил и попросил разрешение вернуться на базу. Руководитель полета разрешил.

Через минуту, как было установлено позже, их не стало, хотя диспетчер на локаторе вел 625-й. Оказалось, это был другой самолет. Стали ждать, когда Гагарин вновь заговорит. Но он молчал. В самолете 625-го по всем расчетам кончилось горючее. Появилась тревога. Что-то случилось? Отменили все полеты и парашютные прыжки. В районе города Киржач прыгали, тренировались в этот день космонавты гагаринского отряда.

В небо подняли самолеты, вертолеты. Искали долго. Наконец, к вечеру поступило сразу несколько сообщений: в трех километрах от деревни Новоселове Киржачского района Владимирской области обнаружен разбитый самолет, который еще горит.

К месту катастрофы направили поисковые группы. Местные жители видели, как падал самолет, туда направили совхозный трактор и несколько человек из деревни, которые и указали место падения самолета. Нашли человека, который успел унести чей-то парашют.

Поисковики несколько дней прочесывали место катастрофы. Руководитель места поиска В.М. Щербаков на страницах газеты "Московский комсомолец" 28 марта 1998 года рассказывал: "Самолет лежал в небольшом углублении в земле, виднелось только хвостовое оперение, и вокруг него были разбросаны отдельные детали самолета и обшивки фюзеляжа. В результате падения оказались срезаны две березки - одна на высоте около четырех, а вторая на высоте около двух метров. На одной из березок справа по курсу падения самолета висел воротник кожаной летной куртки Юры. Резко ощущался запах авиационного керосина.

Всех прибывших к месту падения самолета офицеров построили и приказали обследовать лес южнее села Новоселове на предмет обнаружения посторонних предметов, могущих являться причиной авиационной катастрофы. Было поручено искать трупы птиц, осколки фонаря кабины самолета и так далее... Поиск причин катастрофы не прекращался ни на один день (кроме дня похорон) вплоть до 15 мая 1968 года.

Район прочесывали дважды. До 20 апреля обследовалось место катастрофы в районе падения самолета. Когда сошел снег, весь район, отмеченный на карте, обследовался вторично...

Организация поиска производилась следующим образом: летный состав, прибывший на место поиска, выстраивался в одну линию. В первые дни район поиска обследовали около 600 человек, но потом численность личного состава сократилась до 200. Солдатам давались указания не пропускать ни одной металлической части, ни остекления кабины, ни погибших птиц. В результате поиска было найдено около 80 штук воздушных шаров диаметром от 8 до 16 м с передатчиками весом до 1 кг. Все найденные метеорологические шары доставлялись Правительственной комиссии с целью определить, не было ли столкновения их с самолетом... За 10 часов работы группа проходила участок около 8-10 км длиной и шириной порядка 2 км. После этого люди отдыхали и обедали. Далее участники поисковой группы возвращались по пройденному участку в обратном направлении. Таким образом, намечаемый для поиска участок прочесывался дважды. Но посторонних предметов, которые могли бы стать причиной катастрофы, группой поиска так и не было обнаружено".

Поисковики нашли кусок верхней челюсти с золотыми зубами, принадлежащие В. С. Серегину, и другие части тел, принадлежность их определяли медики и космонавты по известным им приметам. В разорванной куртке Юрия Алексеевича нашли фотографию С.П. Королева.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version