Реклама

На правах рекламы:

"Что-то случилось с Серегиным"

1 апреля 1993 года в газете "Правда" была опубликована статья "Гагарин еще раз показал себя Человеком!" Автор - ведущий конструктор ОКБ С. А. Лавочкина, сотрудник ЦАИ Д.П. Покаржевский изложил свою точку зрения на причину авиационной катастрофы Ю.А. Гагарина и В.С. Серегина.

Сотрудники ЦАГИ, занимаясь сравнительным анализом военных и гражданских самолетов СССР и западных стран, обратили внимание на "ряд катастроф с самолетами ГВФ, которые нельзя было объяснить техническими причинами. Было зафиксировано два или три случая, когда при подходе к аэродрому после изменения эшелона полета (при этом летчик выключал автопилот и переходил на ручное управление) самолет вдруг исчезал с экранов наземных РЛС и оказывался разбитым на земле после крутого пикирования". Автор отмечает (и не случайно!), что во время этих авиационных катастроф произошло резкое сокращение кадров военной авиации и многие летчики ушли на " гражданку". Запомним это.

Далее Д.П. Покаржевский пишет: "В 1963-1964 гг. (это относится к делу) я много раз лежал в разных больницах после тяжелого сердечного приступа (а мне было 37 лет). Я с трудом остался жив после спазма венечных сосудов. А вот многие мои товарищи по работе на полигоне в зоне действия мощного радиолокатора скоропостижно скончались при аналогичных случаях...

Симптомы были почти одинаковые: неожиданное недомогание, затем наваливающаяся на грудь тяжесть, резкая нехватка воздуха и быстрое угасание сознания.

Все эти утраты навели на мысль о связи острых сердечных приступов с воздействием радиоизлучений. В институте профзаболеваний мне подтвердили, что такая зависимость обнаружена... После такого "открытия" появились надписи "Опасная зона", показывающие границы зоны облучения радиолокатором".

Исходя из этого, автор излагает свою версию. "Сразу после выхода из зоны управление самолетом взял на себя В. Серегин. Он был командиром экипажа и, как видно, почувствовав некоторое недомогание, решил быстрее возвратиться на аэродром. (Правительственная комиссия предположила: из-за ухудшения метеопогоды в зоне их пилотажа - В. Р.). Переход от наблюдения к активной работе (как и в случаях с пилотами ГА, о которых говорилось в начале) привел к резкому обострению начавшегося раньше сердечного приступа. В то же время Ю. А. Гагарин, не подозревавший о недомогании Серегина, не смог мгновенно оценить изменение обстановки".

Автор полагает, что "В. С. Серегин как кадровый военный летчик за время службы наверняка получил значительные дозы облучения РЛС - и на земле, и в воздухе. Поэтому вполне вероятна та картина сердечного приступа, которую испытали мои товарищи по работе в ОКБ С. А. Лавочкина - резкая нехватка воздуха, боль в груди, заставляющая согнуться, и потеря сознания. Человек при этом инстинктивно подается вперед, в данном случае с зажатой в руке ручкой управления. Этот неожиданный маневр, перевод самолета в пикирование, Гагарин понял не сразу, тем более, что он не пилотировал самолет. Радио не работа ло, т.к. было переключено на Серегина, а переговорка молчала.

Через какое-то мгновение Гагарин догадался, что с Серегиным что-то произошло. Во всяком случае, самолет дальше не продолжал неуправляемое пикирование, а то уменьшал угол пикирования, то опять его увеличивал".

"По-моему, - пишет автор, - на жестко спаренном управлении у "легковеса" Ю. А. Гагарина не хватило сил вывести самолет в горизонтальный полет: как только он брал ручку на себя, возрастала перегрузка на ручку в задней кабине от наваливающегося тела Серегина, еще живого, но находившегося в тяжелой коме. Поэтому такие маневры повторялись неоднократно, но безуспешно. Бросить самолет с Серегиным и катапультироваться Ю. А. Гагарин не мог по складу своего характера. Он еще раз показал себя Человеком".

Не прояснилась загадка и с молчанием по радиообмену. Некоторые утверждают, что они увлеклись, попав в сложную ситуацию. Дежуривший по связи на аэродроме капитан Н. Сыченков до сих пор удивляется, почему пропала связь. Видимо, В.С. Серегин уже не мог говорить.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version