Реклама

На правах рекламы:

Уроки Гагарина

После трагической гибели первого космонавта мира все, кто знал его, стали вспоминать о Юрии Алексеевиче с большой любовью и гордостью, стараясь не упустить даже мельчайшие подробности его славной жизни, ибо понимали, что Гагарин не только прошлое нашего народа, а человек будущего.

Большой вклад в пропаганду жизни и деятельности первого покорителя космоса внес В.И. Севастьянов, который знал Ю.А. Гагарина, преподавал членам первого отряда космонавтов механику космического полета и конструкции ракеты "Восток". Виталий Иванович, будучи молодым инженером в КБ Королева, сам дважды слетал в космос.

Центральное телевидение доверило В.И. Севастьянову готовить и вести популярную тогда передачу "Человек. Земля. Вселенная", а редакция "Комсомольской правды" предоставила ему возможность проводить "Уроки Гагарина". Передачи и статьи были интересными. Изобиловали многими неизвестными фактами, призывали молодежь следовать дорогой Гагарина.

И мне очень хотелось, чтобы В.И. Севастьянов провел такую передачу из нашего музея и рассказал бы о саратовском периоде жизни Ю. А. Гагарина. Виталий Иванович живо откликнулся на мое предложение, мы стали готовиться к передаче. Но нам не повезло: в стране началась перестройка, которая смела много доброго, в том числе и телепередачу "Человек. Земля. Вселенная". Исчезли и "Уроки Гагарина" на страницах "Комсомольской правды".

В. И. Севастьянов был гостем нашего музея 29 мая 1995 года. Он приехал в Саратов по делам, как депутат Государственной Думы. Конечно, побывал на месте приземления Ю. А. Гагарина, посетил аэроклуб.

И вот он в Народном музее Ю. А. Гагарина. Виталий Иванович внимательно выслушал мой рассказ об учащемся индустриального техникума Юре Гагарине, осмотрел музейные экспонаты, потом выступил перед нашими студентами. Отвечая на вопрос: " Почему Гагарин стал первым космонавтом?", Севастьянов сказал:
- Он был честным, справедливым, добросовестным, потому что на первый план ставил служение Отечеству, никогда не был эгоистом, не расталкивал никого, чтобы быть первым. Он был из обычной трудовой семьи, он был продуктом воспитания социалистической системы и жизни. Он на себе испытал, что такое война, что такое оккупация, что значит жить зимой в землянке... Испытания послевоенных лет закалили его, воспитали так, что надо было учиться, чтобы принести как можно больше пользы Родине. Юра был умным, смелым. В общем, жизнь выбрала его первым.

Уже во время этой встречи космонавт с огорчением подчеркнул, что мы сегодня уступаем США, работаем у них на подряде из-за нехватки собственных средств, что идет срыв нашей космической программы, живем старым багажом. Финансирование космической деятельности сократилось на 60%.

На вопрос о причинах закрытия его передачи на телевидении В. И. Севастьянов сказал:
- Я думаю, что отсутствие денег - не главная причина. Просто я - коммунист, а коммунисту на телевидении делать нечего. Я предложил "новым русским" сохранить передачу, а я - уйду. Не приняли, убрали. Мешает сегодня кому-то пропаганда успехов советской космонавтики...

Директор колледжа В.А. Зайцев подарил В.И. Севастьянову кирпич от главного учебного корпуса, в котором учился первый космонавт мира и который с большим трудом восстанавливается. Саратовец Олег Геращенко подарил космонавту модель самолета " Мрия", на котором был космический корабль "Буран" и большую коллекцию космических значков с рисунками космических кораблей. Я подарил ему свою книгу " Наш Гагарин".

Виталий Иванович обещал как депутат Государственной Думы бороться за возрождение космической славы страны:
- Космос многое дает, но и многого требует. Обратной дороги нет. Запереться снова в " земном доме" не удастся. Это должны знать все.

К сожалению, средства массовой информации Саратова, такие, как "Саратов", "Земля саратовская", " Заря молодежи" и другие тенденциозно осветили пребывание В. И. Севастьянова на саратовской земле. И только газета "Саратовская мэрия" по-доброму осветила встречу космонавта со студентами индустриально-педагогического колледжа имени Ю.А. Гагарина, опубликовав статью И. Викторовой "Падают ли спутники?"

Прощаясь, Виталий Иванович обещал нам, что как только возобновят цикл " Человек. Земля, Вселенная", одна из передач будет посвящена саратовскому периоду жизни Ю.А. Гагарина.

"Комсомольская правда" пока молчит о возобновлении "Уроков Гагарина" на ее страницах. И вот мне хочется сказать о нескольких уроках Гагарина.

Урок первый. Полет Ю.А. Гагарина воочию показал, как мала и беззащитна наша планета. Ее постоянно атакуют опасные для всего живого на Земле метеориты, астероиды и кометы, космические лучи пытаются пробить атмосферу Земли, радиоактивные изотопы проникают в живые организмы и среду их обитания и наносят им огромный вред. В атмосфере появились озоновые дыры, экология Земли нарушена людьми до критического состояния. Все живое на Земле на грани вымирания. По предсказаниям некоторых ученых человечеству осталось жить 30-50 лет.

Сейчас, как никогда, требуется единение народов всего мира, чтобы сохранить человечество и саму Землю. Надо сконцентрировать все силы и повести решительную борьбу за выживание. К этому призывал Ю.А. Гагарин.

Урок второй. Человек перестал быть узником Земли. Сбываются пророческие слова К.Э. Циолковского "Человечество не останется вечно на Земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Людям ни в коем случае нельзя останавливаться на достигнутом, надо идти дальше в исследовании космического пространства, ибо за ним -будущее.

Урок третий. Общественный строй - социализм дал нам возможность за короткое время выйти на передовые позиции в мире в области образования, развития науки и техники и первыми проникнуть в космос. Не отрицать огульно все прошлое, брать из него все рациональное и сеять на российскую почву. Все взойдет, и страна снова станет могущественной и независимой от других государств.

Урок четвертый. Надо горячо любить свою Родину, свой край, где бы он ни находился, свой народ, в каком бы положении он ни оказался, свой коллектив, свою семью, детей и стариков. Только взаимная любовь и уважение сделают нас счастливыми и богатыми.

Урок пятый и последний. Нам надо гордиться своими национальными героями. Память о них не должна умирать. О героях и истоках героического должна знать молодежь! За нею - будущее. И преступно выплескивать молодым на головы одно негативное. За молодежь надо бороться. Она - барометр всех дел в стране. Но ее надо организовывать. Раньше этим занимался комсомол, пионерия. Теперь их не стало. А что взамен? Ничего. И вот задаем вопрос: "Кто виноват, что нынешняя молодежь потеряла веру в будущее, в героику? Кто виноват, что она нигилистически относится ко всему происходящему в стране? И многие сделали своим девизом - не прилагая особых трудовых усилий, жить легко и весело.

Виноваты мы, взрослые. Испокон веков люди верили во что-то: в Бога, в реальную личность, в светлое будущее. Без этой веры не было бы развития цивилизованного мира. Внушить ее - долг отцов и дедов, матерей и бабушек.

Я пишу эти строки под влиянием экскурсий в нашем музее, учебных занятий со студентами нашего колледжа, различных мероприятий, посвященных истории страны и полета первого человека в космос. Я вижу, как они завидуют прошлому и не верят в будущее.

Молодежь надо спасать и делать из них активных строителей своей жизни, будущего страны, воспитывать на героическом прошлом нашего народа. Иначе мы погибнем как нация.

Я думаю, что жизнь и деятельность Ю. А. Гагарина достойна для подражания, особенно для молодых людей.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version