Реклама

На правах рекламы:

Аэрокосмическое общество "Союз"

О создании нового общества в стране я впервые услышал на 3-й Всесоюзной научно-практической конференции работников музеев, пропагандирующих космос. Она проходила в Ленинграде в сентябре 1988 года. Саратовская делегация состояла из трех человек: Т. М. Сергеева - директор Энгельсского краеведческого музея, Е.А. Горобцова -методист Саратовского областного музея краеведения и я. Это была самая продолжительная конференция, на которых я когда-либо бывал. Страна вступала в период перестройки. Музейные работники тоже перестраивались. К этому нас призывала представитель Министерства культуры РСФСР Ю.А. Тарасова.

Представитель Главкосмоса А. П. Бачурин заявил, что с нас, музейных работников, начинается юношеское увлечение космонавтикой. А представитель ЦК ВЛКСМ А. И. Парамонов - зам. зав. Отделом учащейся молодежи сообщил, что идет подготовка к созданию молодежного аэрокосмического объединения по принципу аналогичных объединений в США, Японии, Канаде по расширению аэрокосмического образования.

- Космонавтика - это копилка мирового опыта. Космические исследования -концентрат всех наук, новейших достижений техники. Для каждого молодого человека в ходе работы в таком объединении станет ясным, чем ему лучше заниматься, куда приложить его способности, талант. Задача состоит в том, чтобы поддержать талантливых ребят, направить их энергию, ум и творчество в нужном направлении. Не потерять их, выявить и поддержать, - говорил Александр Иванович. - Музейные работники, пропагандирующие космос, должны принять самое активное участие этом деле, взять инициативу на себя". А.И. Парамонов сказал, что в ЦК ВЛКСМ обсуждали этот вопрос с руководителями клубов космонавтики, станций юных техников, различными министерствами, представителями ЦК ДОСААФ, Главкосмоса, Федерации космонавтики СССР, Министерства народного образования и другими. Все - "за". Работает специальная рабочая группа, которую возглавляет сам выступающий. Готовится учредительная конференция на ноябрь - декабрь 1988 года.

В перерыве А.И. Парамонов подошел ко мне.
- Я чувствую, что вы заинтересовались, давайте поговорим. Мы вышли на улицу, сели на гранитный выступ у Невы.
- В ЦК ВЛКСМ я ничем не занимаюсь кроме этой проблемы. Много есть неясных вопросов. Мы изучили зарубежный опыт. Вот привез две видеокассеты из США.

Я сказал Парамонову, что в Саратове не знают об организации объединения. Он удивился, сказал, что разберется с обкомом ВЛКСМ.
- По-хорошему, в вашем городе надо центр создать. Земля-то космическая. Рад был с вами познакомиться. До встречи на учредительном собрании в Москве.

На учредительное собрание я не смог поехать. Послал своего помощника, экскурсовода В. Бойко. Аэрокосмическое объединение было создано. Ему дали имя "Союз". Президентом выбрали летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза А.А. Сереброва, вице-президентом В.Д. Зудова - летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза и А.И. Парамонова.

Когда я познакомился с материалами Учредительной конференции, то пришел в восторг: Все выступающие однозначно высказывались за создание аэрокосмического общества. А.А. Серебров сказал: "...планета Земля - "космический корабль", хрупкая песчинка во Вселенной, поэтому на развитие нашего общества нужно научиться смотреть с общей, космической позиции. Надо уметь видеть и солнечно-земные космические связи, определяющие жизнь на Земле, и степень влияния человеческой деятельности на все живое на нашей планете. Это очень важно сейчас, когда проблемы экологии становятся остро социальными. Такой глобальный, космический подход к исследованию Вселенной должен, на наш взгляд, стать главным в работе создаваемого общества.

Оно было создано 2 ноября 1988 года. Был принят Устав. В одну из комиссий Совета ВАКО "Союз" вошел и саратовец И.С. Ениленис - председатель областной федерации ракетно-модельного спорта.

По возвращении из Москвы Виктор Бойко развил бурную деятельность по созданию и развитию ВАКО "Союз" на территории Саратовской области. Через газету "Заря молодежи" он обратился к пионерам и школьникам с призывом вступать в это общество. Корпунктом был избран народный музей Ю. А. Гагарина. Я помогал, чем мог, но не вмешивался в его работу: движение молодежное, пусть молодые и занимаются им. Виктор молод, энергичен, с журналистскими задатками. Заниматься этим делом ему интересно.

Примерно через год, 25 сентября 1989 года, по инициативе ВАКО "Союз" нас -работников общественных музеев авиации и космонавтики - собрали в Куйбышеве на научно-практическую конференцию "Актуальные проблемы совершенствования пропаганды достижений науки и техники в общественных музеях авиации и космонавтики". Руководила ею научный сотрудник Государственного музея истории космонавтики имени К. Э. Циолковского, член комиссии пропаганды и популяризации космонавтики при ВАКО " Союз" Л. И. Краснопольская. Я повидал многих пропагандистов в области космонавтики, интересных и всезнающих, но таких организаторов и вдохновителей музейного дела в области космонавтики, как Людмила Ивановна, не встречал. Пожалуй, ей под стать лишь Н. С. Кирдода - член Федерации космонавтики СССР, в последние годы - вице-президент Ассоциации музеев космонавтики России (АМКОС). Первая уделяла больше внимания школьным музеям, вторая -государственным. На каких-то моментах они объединяли свои усилия и достигали превосходных результатов. Они стояли у истоков АМКОСа, позволившей приподнять деятельность музеев космонавтики на новую высоту.

Город Куйбышев выбрали потому, что здесь был создан Поволжский региональный центр ВАКО "Союз", куда входило и Саратовское областное отделение ВАКО. На научно-практическую конференцию приехал А.И. Парамонов - теперь уже в ранге вице-президента Всесоюзного аэрокосмического общества "Союз".

В своем выступлении он подвел некоторые итоги годовой работы ВАКО "Союз" и рассказал о перспективах. В частности, он сообщил, что в стране работает 800 музеев на общественных началах.
- Музеи должны быть тесно связаны с ВАКО, надо думать об этом, - сказал Парамонов.
" Все еще думают, - подумал и я, - пора уже работать".
- 1992 год объявлен международным годом космоса. У нас предполагается крупная программа. Александр Александрович Серебров, который сейчас находится на космической орбите вместе с космонавтом Викторенко, сообщил, что они готовы проводить уроки из космоса. Мы думаем провести конкурс среди школьников по истории космонавтики. Победителям покажем космодром Байконур. Сейчас составляем план-календарь проводимых мероприятий, чтобы все знали и могли принять в них участие.

Было много интересных выступлений. Меня поразила цифра из выступления кандидата технических наук Ю.А. Лобанова: на развитие космонавтики в СССР на 1989 год выделено 6,9 млрд. руб., в США - 29,6 млрд. долларов.

Среди выступающих был представитель КБ Лозино-Лозинского, начальник отдела, конструктор по теплообмену и теплоизоляции В. Е. Соколов. Он выступил с докладом: "Буран", его создание и перспективы использования". Виктор Евгеньевич сообщил, что еще в 60-е годы был разработан летательный аппарат - самолет-разгонщик, первая ступень которого развивала до 6 скоростей звука. В 1969 году работы над ним вдруг прекратились. Потом вернулись к нему по системе "Шаттла". Было много проблем: фюзеляж носовой нагревался до 1600 градусов, а обычный дюралевый фюзеляж выдерживал только 160 градусов. Мы сделали "Буран" лучше американского "Шаттла". Наш "Буран" можно было испытывать сразу в космосе. Но кто-то настоял испытать его в камере. Сделали специальный стенд. У США такого стенда не 'было. Наш "Буран" "сделал" 7 тысяч полетов на стенде. Было изготовлено 11 экземпляров "Бурана". Но кто-то "сверху" настоял сделать наш " Буран" по-американски. В результате мы уступили в этом первенство США.

- Кстати, - сказал Виктор Евгеньевич, - над посадкой нашего " Бурана" работал Юрий Алексеевич Гагарин.

Слушая В.Е. Соколова, я подумал, что надо поближе познакомиться с этим человеком.

На второй день нам устроили товарищеский ужин. Я оказался за одним столом с В. Е. Соколовым, В.Л. Пономаревой (дублер В.В. Терешковой), Л.И. Краснопольской, О.Н. Ямщиковой (летчик-испытатель).

И вдруг, я узнаю, что В.Е. Соколов из Саратова! Надо же, такая удача! Над "Бураном" работал наш земляк!

- В Саратове много Соколовых, которые имели дело с Гагариным, - говорю Виктору Евгеньевичу. И перечисляю: Соколов Геннадий Григорьевич - руководитель физвоспитания в техникуме, Соколов Петр Владимирович - начальник штаба аэроклуба, Миша Соколов - курсант аэроклуба, который приютил Юру Гагарина у себя дома после окончания техникума, Евгений Соколов - фотокорреспондент газеты "Заря молодежи", который запечатлел курсанта Гагарина перед первым самостоятельным полетом...

- Мой отец, - говорит спокойно Виктор Евгеньевич. - Я был у него недавно. Болеет. Приедете в Саратов, передайте ему привет от меня.

В.Е. Соколов подарил нашему музею три фотографии "Бурана".

Потом Виктор Евгеньевич показал нам видеофильм "Буран". То, что мы увидели, нас потрясло: самолет "Мрия" на себе транспортирует "Буран"! Запуск и корабль весь в огне. Я записал себе в блокнот ощущение: "Кошмар". Ширина посадочной полосы 80 метров, длина 5 километров. " Буран" из космоса садится уверенно именно на нее: в 1,5 метра от осевой линии! Успех грандиозный!

За ужином много говорили о Ю. А. Гагарине. Кто-то читал стихи, кто-то делился воспоминаниями о встречах.

За столом много говорили о митингах демократов, забастовках, о Горбачеве, Ельцине. Москвичи недовольны деятельностью М. С. Горбачева и высказывались в пользу Б. Н. Ельцина. В то же время они отмечали, что и к Борису Ельцину двоякое чувство: с одной стороны он за резкие перемены, с другой стороны - у него нет четкой программы.

Взрослые тоже играли в "игры", но, к сожалению, с далеко не детскими последствиями.

... Виктор Бойко вскоре ушел из музея, перетянула журналистика. ВАКО "Союз" он забыл. Им продолжал заниматься И.С. Ениленис.

Не могу обойти молчанием еще одного увлеченного космосом саратовца Олега Геращенко. Он фантазирует, рисует, чертит и делает сам макеты. Летчик-космонавт Н.Н. Рукавишников отмечал, что "его проекты не только всесторонне продуманы, но и тщательно исполнены".

Его мама Людмила Ивановна, помогала ему в этом деле, не жалея денег из скудной зарплаты, приобретала сыну необходимые материалы. Неизлечимая болезнь унесла ее, Олег сам болен, но он не сдается, делает все, что в его силах. Он продолжает мечтать, предлагать... Например, для будущих космических кораблей дальнего следования -использовать хлореллу. "... Хлорелла, выращенная в условиях космического корабля, может не только употребляться человеком в пищу, но, кроме этого, поглощая углекислый газ и солнечную энергию, выделит кислород для дыхания. - Пишет О. Геращенко, -предлагаю установку для выращивания хлореллы. Вот принцип ее действия. Воздух, содержащий углекислый газ, подается насосом в резервуар, заполненный водой и плавающей в ней хлореллой. Под действием солнечного света водоросли поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Чтобы процессы шли активнее, можно использовать солнечный концентратор. Собранный его зеркалами солнечный свет подводится к установке для выращивания хлореллы с помощью световодов".

Олег посылает свои изделия на выставки, получает призы...

За участие в финале XXIV Всероссийского конкурса "Космос" 7 ноября 1995 года его наградили дипломом ВАКО "Союз". Он представил макеты самолета, на котором Ю.А. Гагарин защищал дипломную работу в академии, ракету "ГИРД", реактивный истребитель БИ-1 конструкции В.Ф. Болховитинова и немецкую ракету ФАУ-1.

Олега Геращенко награждали АМКОС России и Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version