Реклама

На правах рекламы:

1.3. Космические замыслы, намного обогнавшие время

До сих пор мы знакомились с основными результатами развития в России инженерной мысли, изобретательства и технического проектирования в области реактивного движения. Именно здесь появились оригинальные, не имеющие аналогов в истории техники проекты ракет и летательных аппаратов, способных развивать все более высокую скорость, покорять все более значительные расстояния, достигать огромных высот и выходить за пределы земной атмосферы.

Многие из таких проектов были реализованы на практике и дали в распоряжение современников и благодарных потомков совершенные образцы ракетной, космической и авиационной техники. Реактивная авиация сблизила страны и народы, стала надежным средством пассажирских и грузовых перевозок. Принятие на вооружение совершенных военных реактивных самолетов позволило надежно охранять воздушные границы государств. Мощные ракетные двигатели стали основой нового вида оружия - боевых ракет наземного, морского и воздушного базирования. В результате противостояние СССР и США, НАТО и Организации Варшавского договора в период «холодной войны», основой которого было «равновесие страха», не переросло в глобальный ядерный конфликт. Ракеты-носители сделали возможным начало планомерного исследования и практического использования космического пространства с помощью автоматических и пилотируемых аппаратов.

Совершенствование авиационной и ракетно-космической техники продолжается, одновременно растет число практических задач, которые государства решают с помощью этих видов летательных аппаратов. Однако при этом в распоряжении человечества остаются и блестящие идеи и замыслы, предложенные русскими и советскими мыслителями, философами, учеными и инженерами, деятелями литературы и искусства, время реализации которых еще не пришло. Вполне вероятно, что такие замыслы не будут реализованы в том виде, как представляли себе их авторы. Сам по себе научно-технический и общественный прогресс вносит в них коррективы, меняет тот социально-экономический и мировоззренческий фундамент, на котором эти грандиозные идеи могут стать реальностью. Может быть, некоторым из этих замыслов вообще не суждено осуществиться. Но и в этом случае их значение для будущего цивилизации трудно переоценить. Ведь они зовут нас и будут звать наших потомков в будущее, рисуют картины совершенства науки и техники, общественного устройства, которые являются предпочтительной альтернативой тех программ и стратегий, которые государства проводят в жизнь в меняющихся условиях на нашей планете. Поэтому имеет смысл в самых общих чертах познакомиться с такого рода замыслами и прогнозами, самым непосредственным образом связанными с будущим космонавтики, с деятельностью человечества во Вселенной.

Жил в царской России оригинальный человек - Н.Ф. Федоров (1828-1903), внебрачный сын князя П.А. Гагарина. В зрелом возрасте он стал смотрителем Румянцевской библиотеки (впоследствии Государственной библиотеки им. В.И. Ленина). Был он творческой личностью, обладал огромной эрудицией, все свои средства раздавал молодым людям, тянущимся к знаниям и научной деятельности. Н.Ф. Федоров много размышлял о Вселенной, о сущности жизни, о том могуществе, которое может обрести Человек Разумный, если останется верным самым высоким идеалам добра, созидания, гармонии и красоты. Помимо фундаментального труда «Философия общего дела», Н.Ф. Федоров оставил потомкам множество статей по истории отечества, о религии, регулировании природы, разоружении, библиотечном деле. В его работах мы находим множество оригинальных суждений о смысле жизни, о ценностях человеческого бытия, о взаимодействиях человечества с окружающим миром, с бесконечной Вселенной. Они проникнуты искренней верой в безграничные созидательные возможности человеческого разума.

Оригинальный мыслитель всерьез рассуждал о том весьма отдаленном будущем, когда человек станет столь могущественным, что сможет победить смерть, правда не в биологическом, а в «информационном» плане. По мысли Н.Ф. Федорова, в далеком будущем вполне возможны контакты, объединение после земной жизни всех поколений землян в нематериальной, «информационной» форме в космосе, во Вселенной. В Румянцевскую библиотеку приходил полуглухой мальчик Костя Циолковский. Н.Ф. Федоров обратил на него внимание, часто беседовал с ним, рассказывал ему о своих взглядах на будущее человечества, которое будет непременно связано с деятельностью во Вселенной.

Идеи Н.Ф. Федорова произвели на Циолковского столь сильное впечатление, что он решил посвятить себя поиску реальных путей и средств преодоления земного тяготения, проектированию ракет для полетов вне Земли. Естественно, мы не ставим перед собой задачи всесторонне рассмотреть творческое наследие этого оригинального мыслителя. Его труды изданы и доступны интересующимся. Однако хотелось бы особо подчеркнуть, что в работах Н.Ф. Федорова проблемы деятельности человечества во Вселенной в самом широком смысле этого понятия ставятся впервые и увязываются с множеством философских, мировоззренческих и нравственно-этических проблем мировой цивилизации. Достаточно привести лишь одно высказывание из его работ, из которого следует, что и дальнейший прогресс человечества, и успешное исследование, и практическое использование космического пространства на благо живущих и будущих поколений принесут ожидаемые результаты только при условии, если мировое сообщество будет как можно теснее координировать свои усилия на Земле и в космосе: «Мы даже обязаны поставить человечеству одну общую цель и утверждать необходимость, возможность и обязательность установления целесообразности не словом, а общим делом».

Замыслы Н.Ф. Федорова во многом совместимы с самыми передовыми философско-политическими концепциями, трактующими важнейшие тенденции и факторы развития мирового сообщества в конце XX - начале XXI века - глобализацию международных отношений, состояние и пути решения глобальных проблем современности, сущность и методы укрепления всеобъемлющей безопасности, необходимость принятия мер по переходу государств и регионов к устойчивому развитию. Есть все основания полагать, что и те новые проблемы, к решению которых человечество приступит в обозримом будущем, полагаясь на постоянно совершенствуемые потенциалы космической техники, тоже будут гармонично сочетаться с творческим наследием Н.Ф. Федорова, сумевшего в своих рассуждениях о человечестве и Вселенной подняться над историческими эпохами и заглянуть далеко в будущее.

Прямое отношение к близким и далеким перспективам мировой космонавтики имеют рассуждения Н.Ф. Федорова о необходимости и возможных методах регуляции природы, в результате чего сама планета Земля со временем превратится в управляемый экипажем-человечеством космический корабль - «земноход». Как в этом случае не задуматься об истинном авторстве метафоры «космический корабль-Земля», которая впервые прозвучала в выступлении американского дипломата Э. Ставенсона на сессии ЮНЕСКО в Женеве в 1965 году. А «Философия общего дела» была впервые опубликована в 1906 году. Продолжая рассуждать о возможностях преодоления земного тяготения, Н.Ф. Федоров ставит вопрос о переходе человечества из околоземного в околосолнечное пространство, об «уходе» Земли с постоянной орбиты вокруг Солнца и начале самостоятельного путешествия человечества по просторам Вселенной на собственном «корабле-планете». Пассажиры этого корабля, по его убеждению, станут единым сообществом, которое возьмет на себя всю полноту ответственности за сохранение жизни и порядок на планете. «Человечество должно быть не праздным пассажиром, а экипажем (он также называет его в другом месте кормчим) нашего земно-космического корабля».

Взгляды Н.Ф. Федорова по-разному воспринимались современниками, неоднозначно относятся к ним и потомки. Но вряд ли кто возьмет на себя смелость отрицать, что идея распространения разумного и гуманного человечества в Солнечной системе и во Вселенной представлены в творчестве этого мыслителя убедительно, как смелая фантазия, которая может стать реальностью, если наши потомки сделают ее своим «общим делом». Поэтому многие могут согласиться с мнением русского критика А.Л. Волынского, который еще в начале XX века писал так: «Федоров - единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества... Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».

Продолжателем дела Н.Ф. Федорова, связанного с проникновением человечества в космическое пространство, стал К.Э. Циолковский (1857-1935), талантливый мыслитель и одновременно автор ряда оригинальных инженерных проектов.

Историки науки и техники долгое время ограничивались исследованием инженерно-технических аспектов творчества К.Э. Циолковского, анализом его расчетов летательных аппаратов тяжелее воздуха (в частности «аэростата цельнометаллического»), многоступенчатых ракет для полетов в космос, «ракетных поездов» и т.д. Формулу К.Э. Циолковского, описывающую основное уравнение движения ракеты, можно квалифицировать как фундаментальный принцип, реалистический метод преодоления земного тяготения и проникновения в космос любого аппарата, как пилотируемого, так и беспилотного. На основе этого принципа может быть реализовано практически любое инженерное решение, связанное с созданием космического аппарата, будь то для полетов в околоземном космосе, к Луне и планетам или для выхода за пределы Солнечной системы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что практически все историки космонавтики считают этот аспект творчества ученого фундаментом практической космонавтики. «Циолковский не только теоретически разрешил такие извечные вопросы, как выход за пределы атмосферы и преодоление земного притяжения, но и предложил несколько вариантов конструкции ракет... Блестящий ум Циолковского выдвинул теории и обосновал их, но при этом ему не удалось вести практическую экспериментальную работу», - писали о нем Вернер фон Браун с соавторами.

Лишь сравнительно недавно было обращено серьезное внимание на философские работы оригинального ученого, в которых рисуется весьма привлекательная картина деятельности во Вселенной созидательного и озабоченного судьбами жизни на Земле и в космосе целостного и глубоко нравственного человечества. К.Э. Циолковский во многом придерживался идеалистических взглядов, верил в созидательную сущность и самые гуманные намерения народов планеты, был активным сторонником постоянного совершенствования человека и построения гармоничных отношений внутри человеческого общества, а также между обществом и природой, обществом и космосом.

Философские и нравственно-этические взгляды К.Э. Циолковского становятся особенно значимыми для отдельных государств и мирового сообщества в судьбоносные периоды истории, когда необходимо критически оценить опыт прошлого и разработать новые стратегии и программы, способные дать ориентиры на будущее, указать пути и средства исправления очевидных ошибок, допущенных в прошлом. На переломе веков и тысячелетий мысли ученого, обращенные к будущему, когда на планете будет создана гармоничная, целостная цивилизация, открытая для конструктивного взаимодействия с другими цивилизациями во Вселенной, привлекают к себе пристальный интерес исследователей и широких кругов общественности на всех континентах.

Нам еще предстоит умозрительная беседа с оригинальным мыслителем в заключительной главе книги. Однако, оценивая замыслы нашего соотечественника, намного обогнавшие время и являющиеся широкой долгосрочной стратегией освоения Солнечной системы, а затем и Вселенной, гуманной и прогрессивной земной цивилизацией, следует отметить, что они отличаются не только смелостью и оригинальностью инженерных решений, но и глубокой эмоциональностью, озабоченностью К.Э. Циолковского судьбами народов планеты, перспективами общественного прогресса.

Оригинальные инженерные проекты и расчеты, связанные с межпланетными перелетами, и в первую очередь с пилотируемыми полетом на Марс, были выполнены талантливым инженером и активным пропагандистом идей космонавтики Ф.А. Цандером (1887-1933). Еще будучи студентом и членом Рижского студенческого общества воздухоплавания, он начал заниматься проблемами космонавтики. В особой тетрадке «Космические (эфирные) корабли, которые обеспечат движение между звездами. Движение в мировом пространстве» он делал расчеты, связанные с динамикой полета в космосе, созданием «космического лифта», соединяющего Землю и Луну особым тросом, с оригинальной конструкцией двигателя для межпланетного корабля, использующего отработавшие ступени в качестве компонентов горючего. Одним из самых интересных в творчестве Ф.А. Цандера был проект космического корабля - аэроплана, способного совершать полет в плотных слоях атмосферы с помощью входящего в состав его конструкции аэроплана с поршневым двигателем, работающим на нефтепродуктах и жидком кислороде. По мере достижения высоких, разряженных слоев атмосферы предполагалось переключиться на жидкостный ракетныи двигатель, а в качестве компонентов для его горючего использовать детали аэроплана, которые уже выполнили свою задачу. Оптимальность инженерного замысла Ф.А. Цандера поражает даже современных инженеров. На каждом участке полета предполагается использовать наиболее подходящий вид двигательной установки - поршневой двигатель, ракетный двигатель или «солнечный парус». Не были оставлены без внимания и проблемы безопасности космических путешественников - их предполагалось разместить в ванне с жидкостью, чтобы предохранить от опасных перегрузок.

Ф.А. Цандер не ограничивался только инженерным творчеством, в процессе которого он создал целый ряд оригинальных проектов космических кораблей - их компонентов. Ему также принадлежит идея использования гравитационного поля Луны и планет в ходе космического полета для увеличения скорости космического корабля, а также замысел планирующего спуска в атмосфере планеты с использованием эффекта торможения космического аппарата при посадке. Он был также активным исследователем-экспериментатором, одним из идейных вдохновителей и руководителей московского ГИРДа. Его трудоспособность и самопожертвование в ходе экспериментов с первыми жидкостными ракетами снискали ему уважение всех его коллег, которых он вдохновенно призывал «Вперед на Марс!». У Ф.А. Цандера много учеников и последователей, и его перспективные замыслы предстоит реализовывать многим поколениям ученых и инженеров во многих странах, где будут продолжаться работы по исследованию и использованию космического пространства.

В 1929 году в Новосибирске вышла в свет книга Ю.В. Кондратюка (А. И. Шагрея (надо Шаргея)) (1897-1942) «Завоевание межпланетных пространств», в которой, по мнению автора, «удалось представить задачу завоевания Солнечной системы не в виде теоретических основ, развитие которых и практическое применение принадлежат науке и технике будущего, а в виде проекта, хотя и не детализированного, но уже с конкретными цифрами, осуществление которого вполне возможно и в настоящее время для нашей современной техники... Осуществление этого, притом, от предварительных экспериментов начиная и кончая полетами на Луну, потребовало бы... меньшего количества материальных средств, нежели сооружение нескольких крупных военных судов». Эта работа талантливого инженера-самоучки получила высокую оценку тогдашнего авторитета в области авиации профессора В.П. Ветчинника, который писал: «Принимая во внимание, что Ю.В. Кондратюк не получил высшего образования и до всего дошел самостоятельно, можно лишь удивляться талантливости и широте взглядов русских механиков-самоучек».

Александр Игнатьевич Шагрей (надо Шаргей), бывший прапорщик царской армии, мобилизованный в 1919 году в деникинскую армию, не мог не опасаться за свою судьбу в Советской России. Его родственники и знакомые достали ему документы Юрия Васильевича Кондратюка, младшего брата учителя школы, в которой училась сестра Александра - Нина Шагрей (Шаргей). Так А.И. Шагрей (Шаргей) и прожил всю оставшуюся жизнь под фамилией Кондратюка.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что полеты в космос Ю.В. Кондратюк рассматривает как средство решения глобальных проблем, которые в обозримом будущем потребуют решения общими усилиями мирового сообщества: «Несомненно, что еще долгое время вложение средств в улучшение жизненных условий на нашей планете будет более рентабельным, нежели основание колоний вне ее... Именно в возможности в ближайшем же будущем начать по-настоящему хозяйствовать на нашей планете и следует видеть основное значение для нас в завоевании солнечной системы».

О том, что проекты Ю.В. Кондратюка действительно отличаются особой практической направленностью, стремлением автора максимально приблизить их к практической реализации, могут, в частности, свидетельствовать названия глав книги «Завоевание межпланетных пространств»: «Данные ракеты»; «Процесс сгорания»; «Типы траектории и требуемые ракетные скорости»; «Действие атмосферы на ракету при отправлении»; «Межпланетная база и ракетно-артиллерийское снабжение» и т.д. Книга содержит оригинальные научные расчеты, представляющие интерес для практической космонавтики.

Интересен следующий исторический эпизод, который произошел в самый трагический для СССР период противоборства в космосе. В июле 1969 года, когда космический корабль «Аполлон-11» совершил посадку на поверхность Луны, «Комсомольская правда» опубликовала статьи писателя В. Львова «Человек, который все предвидел». В ней приводилось высказывание одного из руководителей проекта «Аполлон», признававшего, что при разработке схемы полета астронавтов на Луну американцы, мягко говоря, позаимствовали идею нашего соотечественника: «Примерно пятьдесят лет назад русский инженер Кондратюк рассчитал, что схема отделения посадочного корабля от корабля-матки является лучшим способом посадки на Луну». В те годы идеологического противостояния на Земле и в космосе кое-кто небезуспешно эксплуатировал версию о том, что Ю.В. Кондратюк вовсе не погиб на фронте, а осенью 1941 года сбежал из ополчения к немцам и впоследствии оказался в конструкторском бюро Вернера фон Брауна. Однако сейчас есть все доказательства того, что Ю.В. Кондратюк (А.И. Шагрей (Шаргей)) погиб смертью храбрых, защищая свою Родину19. Его проекты и расчеты продолжают служить благородному делу освоения космоса на благо живущих и будущих поколений.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version