Реклама

На правах рекламы:

4.2. Лунный угар американских милитаристов

Если на уровне федерального правительства главные усилия были сконцентрированы на поисках путей и средств формирования и эффективной реализации комплексной, сбалансированной национальной космической программы, способной в кратчайшие сроки ликвидировать отставание от Советского Союза и обеспечить США неоспоримое лидерство в исследовании и использовании Космического пространства, то военное ведомство и связанные с ним исследовательские центры были заняты разработкой и аргументацией перспективных проектов превращения космического пространства в новый театр военных действий, который оно намеревалось взять под свой контроль. И здесь аппетиты генералов и ученых, обслуживавших военное ведомство и корпорации военно-промышленного комплекса, попросту не могли миновать ближайшую «небесную соседку» нашей планеты. Луна стала очередным «высоким рубежом», который Америка должна была обязательно завоевать и защитить от «коммунистической экспансии».

В апреле 1960 года управление баллистических ракет ВВС США подготовило на основе инициативных проектных разработок, выполненных специалистами таких ведущих американских авиационно-космических корпораций, как «Боинг», «Норт Американ», «Дуглас», «Юнайтед Эйркрафт», «Ханиуилл» и «Рипаблик авиэйшн», общий замысел и план реализации программы военной базы на Луне. Цель исследования была сформулирована так: «...выявить экономичный и реалистический подход к проблеме создания обитаемой разведывательной обсерватории на Луне». Во вводной части этого документа есть любопытное замечание: «По мере реализации исследований стало очевидным, что разрабатываемая программа не относится к «отдаленному будущему». Если из лунной программы предполагается извлечь максимальные военные преимущества, то работу над проблемами, требующими для своего решения продолжительного времени, необходимо начать немедленно. Если это будет сделано, то США смогут послать человека на Луну и вернуть его на Землю в последнем квартале 1967 г.». Заметим, что именно эта фраза из документа., посвященного перспективам использования Луны в военных целях, была позднее включена в текст послания президента Кеннеди, провозгласившего 25 мая 1961 года, что США «посвящают себя достижению цели, до конца этого десятилетия, высадить человека на Луне и благополучно вернуть его на Землю».

Решение президента Кеннеди, вступившего в должность 20 января 1961 года, о начале реализации проекта «Аполлон» во многом не совпадало с замыслами авторов проекта военной базы на Луне, которые намеревались создать чисто военный объект на лунной поверхности: «Окончательное решение относительно типов стратегических систем, которые будут размещены на Луне (например, система бомбардировки Земли), может быть без каких-либо осложнений отсрочено на три-четыре года. Однако планы создания лунной базы не следует откладывать на неопределенное время, а ее первоначальный проект должен отвечать военным (курсив мой. - Г.Х.) требованиям». Основная направленность и содержание этого проекта сводились к следующему: Проблема создания военной базы на Луне исключительно сложна и имеет в своей основе результаты почти всех областей техники. В техническом разделе отчета рассматриваются следующие проблемы: двигательные системы, вторичные источники энергии, системы управления, системы жизнеобеспечения, связь и обработка данных, датчики и чувствительные устройства; материалы и ресурсы, проект лунной базы, внешняя среда. Что касается самой проблемы, то ее можно упрощенно квалифицировать как поиск ответов на следующие четыре вопроса: 1. Как можно создать обитаемую базу на Луне? 2. Когда можно создать обитаемую базу на Луне? 3. Какой будет стоимость создания обитаемой базы на Луне? 4. Почему необходимо создать обитаемую базу на Луне?

Двухтомный отчет по этому проекту дает ответы на поставленные вопросы с указанием важнейших технических проблем, требующих решения. Авторы не расценивали свой проект как далекую от реализации утопию. Они обосновывали возможные сроки решения основных технических проблем, оценивали необходимые ассигнования. Свой замысел авторы предлагали осуществить в пять этапов:

«1. Первое возвращение на Землю образцов лунного грунта - ноябрь 1964 г.
2. Первая высадка на Луне и возвращение экипажа на Землю - август 1967 г.
3. Временная база на лунной поверхности - ноябрь 1967 г.
4. Завершение строительства лунной базы (на 21 человека) - декабрь 1968 г
5. Действующая лунная база - июнь 1969 г.».

Конструкция космического аппарата для доставки людей и материалов на поверхность Луны и возвращения людей на Землю и схема перелета по маршруту Земля - Луна и обратно существенно отличались от проекта «Аполлон»: для создания военной базы на Луне предлагалось использовать пятиступенчатый аппарат с двигателями на химическом топливе, который должен был выполнить «прямой перелет» на Луну, минуя околоземную и окололунную орбиты.

Архивные документы, с которыми мы познакомились, не позволяют во всей полноте оценить «грандиозность» замыслов превращения Луны в военную базу США вне Земли. Эту картину могут дополнить материалы американской прессы тех лет. Оказывается различными аспектами военного использования всерьез занимались такие известные во всем мире американские ученые, как К. Саган и Э. Теллер. Всем, кому близка перспектива использования космического пространства исключительно в мирных целях, остается только приветствовать то обстоятельство, что «большие ожидания», связанные с освоением Луны, президент Кеннеди решил воплотить в проекте «Аполлон», а не в военной базе на Луне. И апофеозом этого сбалансированного решения, освободившего космическое пространство от чрезмерной и чреватой непредсказуемыми последствиями милитаризации, стали слова, начертанные на пластинке из нержавеющей стали, прикрепленной к одной из четырех штанг, на которых покоится спускаемый аппарат «Аполлона-11»: «Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего человечества»

В конце 50-х годов «отец водородной бомбы» Э. Теллер призвал американцев завоевать Луну, чтобы создать там колонию, которая позволила бы контролировать окололунное космическое пространство и знать, что происходит на Земле. Журнал «Юнайтед стейтс ньюс энд Уорлд рипорт», выражая мысли ряда генералов из Пентагона, сообщил тогда о планах создания на Луне военной базы. Тогда же представитель министерства обороны США Эдсон заявил, что захват баз на Луне должен стать основной целью политики США и их тактических усилий, поскольку «лунная крепость» может решить исход соперничества на Земле. Другой представитель министерства обороны США А. Брэкер сообщил, что разрабатываются карты американских военных баз на Луне, охватывающие семьдесят районов лунной поверхности.

Подполковник С. Сингер, работавший до этого в центре специального вооружения военно-воздушных сил США, разъяснял на страницах журнала «Эйр форс», что с военной точки зрения основой устрашения должна быть возможность нанесения удара независимо от действия противника. Собственные силы или будут находиться в полной безопасности от нападения противника, или будут организованы таким образом, чтобы те их элементы, которые уцелеют после нападения противника, могли нанести ответный удар огромной мощности. Тогда ценность лунных баз в стратегии устрашения в большой степени будет зависеть от того, насколько группировка, находящаяся на них, будет уязвима от ударов противника по сравнению с группировкой, базирующейся на Земле. Ракеты на Луне можно было бы разместить на стартовых площадках под лунной поверхностью. Топографические характеристики Луны, наличие на ее поверхности многочисленных кратеров и трещин позволят легко выбрать места для размещения ракетных баз. В своих рассуждениях относительно военных действий в космосе С. Сингер отмечает, что космос вообще и Луна в частности могут стать «самым лучшим местом для ведения боевых действий».

Военные специалисты США особо подчеркивали, что естественные характеристики этих боевых позиций (хорошая защищенность и скрытность) могут вообще не потребовать строительных работ для организации баз и объем этих работ будет незначительным. Лунная система оружия будет очень хорошо защищена хотя бы потому, что сравнительно легко держать ее вне наблюдения противника. Прямое наблюдение за такими базами с Земли будет в лучшем случае затруднено. При условии размещения пусковых площадок на обратной стороне Луны возможность наблюдения вообще исключена.

По мнению бригадного генерала X. Боуши, ракетные базы на лунной поверхности будет трудно поразить, даже если их расположение известно противнику. Он особо подчеркивал, что движущуюся стартовую площадку труднее вывести из строя с расстояния 380000 км, чем поразить движущуюся цель на расстоянии всего 8000 км. При таком расстоянии потребуется увеличить точность наведения ракет, запускаемых с Луны, почти настолько, насколько возросла точность и дальность современных межконтинентальных ракет по сравнению с немецкими ракетами А-4 периода Второй мировой войны. Но в то же самое время генерал X. Боуши указывал на то, что ракетные базы на Луне окажутся для лиц, ответственных за стратегическое планирование в Советском Союзе, «неразрешимой проблемой». Ведь даже если они решат нанести по американской лунной базе упреждающий удар, им придется сделать это за два с половиной дня до того, как они нанесут ракетный удар по территории США. В таких условиях удар с лунной базы будет «надежным и массированным» возмездием агрессору. Мотивы таких замыслов и рассуждений американских военных специалистов разъяснил тогдашний руководитель управления управляемых снарядов и специальных вооружений ВВС США в выступлении в конгрессе: «Мне ненавистна сама мысль о том, что русские окажутся первыми на Луне. Государство, которое окажется там первым, вероятно получит в свое распоряжение решающие преимущества над любым потенциальным противником».

Игра мысли и воображения, как известно, не имеет границ. Военная мысль в этом плане не является исключением. Сотрудник корпорации «Дженерал электрик» Д. Коул выступил с полуфантастическим предложением использовать в военных целях ... астероид. Для этого нужно было бы запустить мощной ракетой в дальний космос пилотируемый корабль. Главная задача его экипажа состояла бы в том, чтобы столкнуть с траектории астероид диаметром около 5 км и весом порядка 500 млн. тонн и направить его в намеченный район земного шара. Удар астероида о землю вызвал бы взрыв силой, равной мощности миллионов водородных бомб среднего калибра. Землетрясение в результате взрыва могло бы разрушить здания на целом континенте. Несколькими годами позже - в сентябре 1966 года - швейцарский авиационно-космический еженедельник «Интеравиа эйр леттер» сообщил, что министерство обороны США совместно с НАСА и Комиссией по атомной энергии изучают возможность «захвата» одного из астероидов, движущихся вокруг Солнца, и вывода его на орбиту вокруг Земли. Предполагается управлять движением астероида с помощью электрореактивных двигателей.

Здесь необходимо обратить внимание на весьма важное обстоятельство. И проекты корпорации «Рэнд», и рекомендации различных комиссий и рабочих групп, касающиеся военного использования Луны, и другие проекты милитаризации космического пространства, о которых рассказывается в этой главе, имели рекомендательный статус, отражали взгляды экспертов военного ведомства, научных организаций, отдельных корпораций, которые жаждали, чтобы их замыслы были приняты к реализации в результате соответствующего решения политического и военного руководства США, одобренного президентом. Авторы такого рода проектов очень хорошо понимали их слабые стороны, знали они и о тех последствиях для внешней политики США и международных отношений, к которым приведет осуществление подобных замыслов. Поэтому, помимо аргументов в пользу самих военных космических проектов, в то время в США предпринимались активные попытки убедить правительство и общественность в том, что реализация этих проектов не подорвет действующих международных договоров и соглашений.

Во второй половине 60-х годов завершались дискуссии о Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, который вступил в силу в октябре 1967 года. Уже в первых статьях договора (всего их 17) указывается, что исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, должно осуществляться на благо и в интересах всех стран, что космическое пространство не принадлежит «национальному присвоению». В договоре особо подчеркивается, что его участники обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах.

Статья третья провозглашает, что государства - участники договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

В статье пятой договора говорится, что космонавты - это посланцы человечества в космос и государства - участники договора обязаны оказывать им всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки. Космонавты, которые совершают вынужденную посадку, должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль.

Отдельная статья договора предусматривает, что государства - участники договора несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами, и за обеспечение того, чтобы национальная деятельность проводилась в соответствии с положениями, содержащимися в настоящем договоре.

Важные положения содержит и статья девятая. При исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, государства - участники договора должны руководствоваться принципом сотрудничества и взаимной помощи. Государства - участники договора осуществляют изучение и исследование космического пространства таким образом, чтобы избегать его вредного загрязнения, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества, и с этой целью, в случае необходимости, принимают соответствующие меры.

Для содействия международному сотрудничеству в исследовании и использовании космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в соответствии с целями настоящего договора, государства - участники договора будут на равных основаниях рассматривать просьбы других государств - участников договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов. Договор провозглашает также, что все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и на других небесных телах открыты для представителей других государств - участников настоящего договора на основе взаимности. Эти представители заблаговременно сообщают о проектируемом посещении, чтобы позволить провести соответствующие консультации и принять меры максимальной предосторожности для нормальных операций на установке, подлежащей посещению.

Приведенные в этой главе данные могут служить убедительным объяснением причин, по которым США заняли столь двусмысленную, а в ряде аспектов и отрицательную позицию по отношению кДоговору о космосе - международному документу, членом которого они сами являются. Газета «Нью-Йорк таймс» в редакционной статье от 11 декабря 1966 года сообщала читателям: «Если не считать запрещения вывода в космос оружия массового уничтожения, договор не запрещает великим державам разрабатывать устройства военного назначения, которые будут действовать в космосе. Так, например, из этого договора не следует, что придется прекратить запуск разведывательных спутников, спутников радиотехнической разведки для подслушивания радиопередач и радиолокационных сигналов. Не препятствует он также разработке совершенно новых космических аппаратов военного назначения, таких, например, как гигантское зеркало, которое по ночам будет освещать районы действий партизан. Не запрещает он и разработку военных аспектов деятельности человека в космосе, в частности, по проекту пилотируемой орбитальной лаборатории (МОЛ), которая сейчас находится в стадии разработки». Генерал Б. Шривер, возглавлявший в 60-х годах научно-исследовательские работы в министерстве обороны США, заявил корреспонденту этой же газеты, что на международные договоры, как бы они ни были желательны, нельзя полагаться в стремлении предотвратить превращение космоса в поле боя или в новый плацдарм, с которого могут быть нанесены удары но наземным базам.

Обозреватель военного еженедельника «Армд форсез джорнел» Джеймс Хэгерти, занимавший пост пресс-секретаря в администрации Эйзенхауэра, озаглавил свой комментарий к договору «Космический договор - не препятствие для военных проектов». На вопрос о том, как повлияет договор на осуществляемые в настоящее время и перспективные космические проекты министерства обороны, Дж. Хэгерти отвечал: влияние будет незначительным. Касаясь вопроса вывода на орбиту оружия, Дж. Хэгерти напоминал, что министр обороны Р. Макнамара придерживался той точки зрения, что «запуск средств поражения из космоса - сложная техническая задача, требующая огромных расходов. Те же задачи можно эффективнее выполнить при запуске с Земли». Однако автор комментария настаивал, что «при быстром развитии техники такая точка зрения не может долго оставаться справедливой. Договор запрещает вывод оружия в космос, но он, в частности, не запрещает разработку такого оружия. Космические системы оружия находятся в стадии оценок и изучения, и нужно надеяться, что министерство обороны будет продолжать их изучение».

В своем комментарии Дж. Хэгерти открыто признал, что США разрабатывают беспилотные системы и отдельные узлы для выполнения задач инспекции и изучили аналогичные возможности пилотируемых кораблей. По его мнению, любая эффективная система инспекции должна быть пилотируемой, потому что космонавт может установить цель запуска космического аппарата и решить, какие меры необходимо принять против него. Выражая мнение сторонников милитаризации космоса, автор комментария утверждал, что, хотя договор и запрещает вывод в космос оружия, по всему видно, что распространение «наземных» видов оружия идет все ускоряющимися темпами. Поэтому Соединенные Штаты могут продолжать разработку систем, способных выполнить военные задачи в космосе лучше, чем на Земле. Такие системы включают в себя средства наблюдения, раннего обнаружения и оповещения, средства радиоперехвата, средства навигации и картографирования, а также средства обнаружения ядерных взрывов. Министерство обороны будет продолжать разработку оборудования для первичной системы военных спутников связи, вести работы над усовершенствованной глобальной системой связи, которая войдет в строй в 70-х годах, а также исследовать некоторые специализированные системы связных спутников.

Дж. Хэгерти настаивал на том, что проект пилотируемой орбитальной лаборатории (МОЛ) не попадает под действие договора, потому что он якобы в основном научный. Любые эксперименты в космическом пространстве, которые можно будет выполнить после завершения проекта МОЛ, такие, как запуск пилотируемой станции для контроля и управления или пилотируемой космической платформы для длительного пребывания на орбите и решения военно-прикладных задач (наблюдение, оповещение и т.д.), не запрещены договором - с удовлетворением делал вывод автор комментария.

Даже положения статьи десятой договора, в которой говорится, что государства - участники договора будут рассматривать на равных основаниях просьбы других государств - участников договора о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов, американский военный комментатор расценивал как возможность впервые по-настоящему взглянуть на космические ресурсы Советского Союза.

Нетрудно видеть, что, когда речь идет о реализации военных замыслов, в том числе в отношении космического пространства, США достаточно вольно, прежде всего в свою пользу, трактуют положения действующих международных договоров и соглашений по ограничению вооружений и разоружению. Убедительным подтверждением постоянства этого опасного курса США стала позиция республиканской администрации Дж. Буша-младшего в отношении Договора по ПРО.

Рассматривая проблему снижения уровня милитаризации космического пространства в обозримом будущем в контексте укрепления и расширения международно-правовых принципов обеспечения безопасности и поступательного разоружения, мировому сообществу придется обратить серьезное внимание, с одной стороны, на необходимость разработки новых и совершенствования уже действующих договоров и соглашений, призванных не допустить превращение космического пространства в арену боевого применения новейших систем оружия, а с другой - на поиск эффективных средств, норм и процедур, которые приблизили бы деятельность мирового сообщества по обеспечению использования космического пространства исключительно в мирных целях к действиям на магистральных направлениях ограничения вооружений и разоружения, прежде всего связанных с укреплением режима нераспространения ядерного оружия и полным запрещением испытаний ядерного оружия. Постановка этих проблем в контекст комплексной стабильности всей системы международных отношений XXI века позволит активизировать деятельность мирового сообщества по исследованию и использованию космического пространства не только на «разоруженческом» направлении, но также и в других областях, где всесторонний потенциал космической деятельности еще не востребован во всей его полноте.

Российская Федерация делает все возможное, чтобы сохранить и укрепить режимы всех действующих двусторонних и многосторонних договоров, ограничивающих самые опасные виды оружия массового поражения, и прежде всего Договора по ПРО, Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако недвусмысленно жесткая позиция новой республиканской администрации США в отношении Договора по ПРО в сочетании с планами развертывания национальной системы ПРО (НПРО), подрывает сами основы конструктивного взаимодействия РФ с США по проблемам ограничения вооружений и демилитаризации космоса. Вот как характеризовалась позиция Дж. Буша-младшего по этим проблемам в последние дни накануне президентских, выборов в анализе, выполненном корпорацией «Си-Эн-Эн» совместно с журналом «Тайм»: «Поддержка развертывания крупномасштабной системы национальной противоракетной обороны, напоминающей «Стратсгическую оборонную инициативу» президента Рейгана и выход из Договора по ПРО, чему должна последовать Россия... Поддержка расходов на военные НИОКР в размере 20 млрд. долл. для разработки систем оружия для периода после «холодной воины».

Эта линия уже реализуется на практике, о чем свидетельствуют заявления министра обороны США Д. Рамсфельда и государственного секретаря К. Пауэлла и последовавшие за ними практические шаги в области внешней и военной политики США. В этом случае российская сторона будет вынуждена действовать в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений», принятого Государственной думой 14 апреля 2000 года. Эта статья определяет исключительные обстоятельства, дающие Российской Федерации в соответствии со статьей VI Договора СНВ-2 право в порядке осуществления своего государственного суверенитета выйти из этого Договора.

Политические и военные руководители, а также эксперты из многих государств серьезно задумываются над характером тех новых угроз мировому сообществу, которые возникнут в результате нарушения Договора по ПРО. При этом анализ самых последних тенденций в развитии национальных и международных космических программ позволяет с достаточной степенью достоверности утверждать, что попытки США добиться односторонних военных преимуществ в космосе на этот раз не вызовут у других стран «ответной реакции». Это будет «гонка без преследователей». Ни Россия, ни страны Западной Европы, ни Индия, ни Китай, ни Япония, ни какие-либо другие страны или группы государств не намерены вступать в соревнование с США за лидерство в военном использовании космического пространства. Свои космические программы эти государства ориентируют на решение более конструктивных задач в интересах социально-экономического и научно-технического прогресса. И только США упорно не желают извлечь уроки из истории космической эры, предпринимая новые опасные действия в военной области.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version