Реклама

На правах рекламы:

8.2. Азия на пути в космос

Если мотивы стран Западной Европы, которые включились в космическую деятельность вслед за СССР и США, избрав для этого не самый простой путь совмещения национальных космических проектов с участием в европейских организациях космического профиля, были в основном одинаковыми, то «азиатский эшелон» космической деятельности формировался по-иному. Различия национальной экономики и культуры; во многом несовпадающие политические интересы, философско-религиозные ценности; специфические особенности военной политики и взглядов на обеспечение национальной и международной безопасности - вот лишь некоторые объективные факторы, которые определили подходы к формированию своих национальных космических программ ведущих азиатских государств - Японии, Китая и Индии. Драматические события, свойственные соперничеству СССР и США в космосе, вряд ли оказали ощутимое влияние на мотивы руководителей этих стран при выборе ими приоритетов, масштабов и организационных форм своих национальных космических программ.

Императорская Япония, испытавшая унижения капитуляции после поражения во Второй мировой войне, видела в космосе реальную возможность во всей полноте воспользоваться своим огромным научно-техническим и промышленным потенциалом для завоевания лидирующих позиций в этой новой и перспективной области деятельности человечества. Следует, однако, подчеркнуть, что «особые отношения» с США не во всем содействовали успешному развитию японской космонавтики.

Коммунистический Китай, добившийся освобождения от иностранного ига и переживший трудности ухудшения советско-китайских отношений в период пребывания на высших постах в СССР Н. С. Хрущева, не видел другого пути в космос, кроме создания надежного и конкурентоспособного национального космического потенциала исключительно собственными силами. Китайская космическая программа до сих пор реализуется в рамках годичных и пятилетних планов, утверждаемых на высшем партийно-государственном уровне с учетом основных направлений экономического и социального развития государства, переживающего период заметного подъема.

Не так давно освободившаяся от колониальной зависимости, крупнейшая среди развивающихся государств - Индия, выстраивала свою космическую программу на основе сбалансированных проектов сотрудничества с СССР, США, другими государствами. В индийской космической программе есть также аспекты, связанные с позицией Индии по проблемам нераспространения ядерного оружия и с усилившимся в последние годы ее соперничеством с Пакистаном в создании национальных, потенциалов ядерного оружия.

Космический выбор Японии. Специфические политические условия, обусловившие развитие Японии после Второй мировой войны, и в первую очередь жесткие ограничения и запреты на создание ряда отраслей военной промышленности, оказали заметное влияние на космическую программу Японии. В 1960 году был создан Национальный совет по космической деятельности, отвечающий за реализацию космической программы. В 1969 году высший законодательный орган Японии принял резолюцию, запрещающую использование космоса в военных целях. С начала практической космонавтики в 1970 году Япония вывела в космос около 50 объектов. Организационная структура космической программы Японии выглядит так: главную функцию, сходную с функциями НАСА и РАКА, выполняет Национальное агентство освоения космоса, с ним сотрудничает Институт космических и астрономических наук. Координация практической деятельности в рамках космической программы возложена на Комиссию по космосу при премьер-министре Японии, которая отвечает также за разработку концептуальных основ, выбор перспективных направлений и приоритетов космической деятельности.

Главными направлениями космической программы Японии в 1990-х годах были совершенствование потенциала отечественных ракет-носителей; разработка и эксплуатация спутниковых систем связи, метеорологии, дистанционного зондирования, а также спутников для научных исследований. Япония принимает участие в проекте международной пилотируемой орбитальной станции «Альфа». В распоряжении национальной космической программы Японии имеются три космодрома, способных обеспечить современные и прогнозируемые на будущее потребности в выводе полезных грузов в космос.

Специфической особенностью космической программы Японии является ее первостепенная ориентация на собственные силы и укрепление своего лидирующего положения в космической деятельности среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В силу этого обстоятельства Япония отдает приоритет координации своей деятельности в исследовании и использовании космического пространства со своими ближайшими географическими соседями - КНР и Индией. По этой же причине Япония проявляет заметный интерес к развитию и последующей эксплуатации международного космодрома на мысе Йорк в Австралии. Создание нового российского космодрома Свободный в районе Благовещенска создаст предпосылки для более тесной интеграции России с азиатскими странами в исследовании и использовании космического пространства.

Развитая инфраструктура научно-исследовательских центров космического профиля в сочетании с хорошо оборудованными национальными космодромами и динамично развивающимися «гигантами» авиационно-космической промышленности, уже успешно конкурирующими с корпорациями близкого профиля из США и Западной Европы, позволяют Японии рассчитывать на успешное решение в будущем таких важных проблем, как создание пилотируемой орбитальной станции, обслуживаемой транспортным космическим кораблем многократного применения (также пилотируемым), запуск автоматических космических аппаратов для исследования планет и даже полет космонавтов на Луну.

Что же касается долгосрочных планов Японии в этой области, то они сводятся к расширению участия в международном сотрудничестве, увеличению объема практических выгод от космической деятельности, в том числе за счет участия частного бизнеса в космических проектах, а также к формированию надежного национального потенциала пилотируемой космонавтики. Руководители американской космической программы не скрывают своей озабоченности тем, что Япония становится все более сильным конкурентом авиационно-космической промышленности и проводит все более независимый курс в этой области.

Китай: от древних ракет к космическим кораблям. Интерес КНР к космической деятельности имеет глубокие исторические корни - еще в XIII веке в Китае были изобретены пороховые ракеты, применявшиеся в военной и других целях, которые расцениваются исследователями как исторические прообразы современных ракет-носителей. Первый запуск искусственного спутника Земли в КНР был осуществлен в 1970 году. К 2000 году на ее счету было более 40 запусков космических объектов, в том числе для государств, не обладающих собственными ракетами-носителями (например Пакистан, Швеция, Австралия).

Национальная космическая программа КНР реализуется под контролем Государственного совета по космонавтике, который с апреля 1989 года возглавляет премьер-министр КНР. Ежегодные ассигнования на космическую деятельность КНР в 1990-х годах приблизились к 200 млн. долл. По этому показателю КНР заметно отстает не только от ЕКА, но и от национальных космических программ ведущих государств Западной Европы. Однако жесткий государственный контроль за космической программой КНР делает ее развитие на будущее предсказуемым и устойчивым, а большое внимание к коммерциализации космической деятельности открывает перспективы увеличения эффективности и рентабельности космических проектов. Благодаря централизованному планированию и повседневному надзору со стороны правительства в КНР был создан разносторонний потенциал ракет-носителей, способных выводить полезные грузы на орбиты с различными характеристиками, вплоть до геосинхронных.

Приоритетными направлениями национальной космической программы являются совершенствование ракет-носителей, совершенствование спутников связи и дистанционного зондирования (в том числе военного назначения), оказание услуг по запуску космических объектов другим странам, создание пилотируемого космического корабля.

Оценивать перспективы развития и конкурентоспособность космической программы Китая по одним только количественным показателям, прежде всего по объему ежегодных ассигнований, было бы неправильным. КНР обладает развитым потенциалом космической техники, имеет в своем распоряжении промышленные предприятия и научные учреждения космического профиля, способные обеспечить нормальное развитие космической программы в обозримом будущем, пользуется тремя космодромами, расположенными на своей территории. Главной линией политики КНР в области исследования и использования космического пространства является обеспечение потребностей собственного общества в космических услугах, а также тщательно продуманная стратегия ограниченного по масштабам, но очень эффективного сотрудничества с другими странами в конкретных областях космической деятельности. Именно последнее обстоятельство обусловило поступательное развитие сотрудничества КНР с федеральными ведомствами и частными корпорациями Франции, ФРГ, США по прикладным проблемам космонавтики, ее взаимовыгодные контракты с Бразилией, Пакистаном, Австралией, Швецией, предусматривающие разработку и эксплуатацию спутников дистанционного зондирования, запуск спутников связи, проведение технологических экспериментов в космическом пространстве.

Особое значение политическое руководство Китая придает повышению социально-экономических выгод от практической эксплуатации национальных космических систем связи, ретрансляции радио- и телевизионных передач, метеорологических наблюдений, дистанционного зондирования. По мнению президента Академии космонавтики КНР Kсy Фуксъянга, «спутники, успешно разработанные и запущенные КНР, сыграли важную роль в развитии национальной экономики, в стимулировании научно-технического прогресса, в совершенствовании культуры и образования». Среди важнейших задач на будущее чаще всего называют создание надежного потенциала пилотируемой космонавтики, включающего корабли, орбитальные станции и пилотируемые транспортные средства многократного применения, а также расширение производства космических товаров и услуг, которые можно было бы поставлять на мировой рынок.

Если же говорить о перспективных задачах национальной космической программы КНР, то они достаточно широки и охватывают многие из важнейших областей деятельности государства: содействие укреплению национальной безопасности, более активное использование космических систем в интересах социально-экономического развития государства, расширение торговли космическими товарами и услугами с США и государствами Западной Европы, борьба за признание КНР в качестве одной из ведущих космических держав.

Космические намерения Индии. В индийском штате Раджастан находится город Джайпур - в переводе с хинди «Розовый город». Он был построен в начале XVIII века по приказу магараджи Джайсингха Второго, который был также астрономом и ученым. Начиная с 1724 года Джайсингх Второй построил пять обсерваторий, четыре из них - в Джайпуре, Дели, Бенарисе и Уджайне сохранились до наших дней. Неудивительно, что вскоре после запуска первого советского искусственного спутника Земли при государственной обсерватории Индии в Наинитале, штат Уттар-Прадеш была создана станция оптического наблюдения за спутниками. Богатый опыт и исторические традиции индийских астрономов были поставлены на службу освоения космоса.

В космической программе Индии удачно сочетаются самостоятельные усилия по формированию национального потенциала космической техники с проектами международного сотрудничества, имеющими целью в первую очередь содействовать повышению эффективности и конкурентоспособности национальной космической программы. Некоторые зарубежные эксперты утверждают, что индийская космическая программа не просто хорошо продумана, но по ряду параметров даже не уступает космическим программам ряда европейских государств, в частности Англии или Италии.

Индийская космическая программа ориентируется не только на создание собственной космической техники, но и на сотрудничество с ведущими космическими державами - в прошлом с Советским Союзом, а сейчас с Россией, а также с Соединенными Штатами. Технический потенциал индийской космической программы базируется на передовых достижениях науки и техники, что дает основание политическому и военному руководству увязывать его с перспективой создания собственного ракетно-ядерного оружия.

В августе 1961 года работы в области исследования космоса были переданы в ведение Министерства атомной энергии Индии, которое учредило в 1962 году национальную Комиссию по космическим исследованиям и Департамент космоса. В 1969 году в составе Министерства атомной энергии была создана Индийская организация по космическим исследованиям. В 1972 году эта организация, выполняющая функции профильного космического ведомства, была выведена из подчинения Министерства атомной энергии и передана Департаменту космоса. В настоящее время Комиссия по космическим исследованиям продолжает отвечать за разработку национальной политики в области исследования и использования космического пространства и распределять бюджетные ассигнования между участниками индийской национальной космической программы.

Основными организационными структурами, отвечающими за реализацию индийской космической программы, являются подчиненные Министерству космоса и Индийской организации по космическим исследованиям Космический центр Викрама Сарабхаи в Тривандруме, отвечающий за разработку ракет-носителей, Центр прикладных космических исследований в Ахмедабаде, на который возложено совершенствование спутников связи и дистанционного зондирования; Центр Шар в Шрихарикоте, выполняющий функции наблюдения за космическими объектами и приема телеметрической информации; Центр искусственных спутников Земли в Бангалоре, отвечающий за перспективное планирование и разработки новых образцов космической техники. В распоряжении Индийской организации по космическим исследованиям находится экваториальная станция для запуска высотных ракет Тхумба (район Тривандрума), благоприятное географическое положение которой позволяет переоборудовать ее в космодром. В 90-х годах ежегодные ассигнования на индийскую космическую программу приблизились к 200 млн. долл., что почти равно ассигнованиям на космическую программу Японии и некоторых европейских государств.

При сравнительно скромных объемах работ в рамках космической программы и небольшом количестве самостоятельных запусков спутников научного и народнохозяйственного назначения Индия может служить примером государства, сумевшего разработать концепцию сбалансированной национальной космической программы среднего масштаба и с большой эффективностью реализовать ее на практике. Успешно развивая сотрудничество с США, Россией, другими государствами и международными организациями космического профиля, Индия приняла участие в пилотируемых полетах - в составе экипажа «Салюта Т-11» был индийский космонавт Р. Шарма, предполагается полет индийского космонавта на одном из американских кораблей «Спейс Шаттл». Кроме того, результатом сотрудничества с Россией и Францией стали запуски индийских спутников связи и дистанционного зондирования. Все эти устойчивые тенденции развития космической программы делают Индию привлекательным и потенциально надежным партнером российской космической программы в обозримом будущем.

Вот как оценил итоги космической деятельности Индии в XX веке секретарь Департамента космоса доктор Р. Кастурираган: «Тот факт, что до сих пор со скромными общими затратами в размере примерно 2400 миллионов американских долларов Индия построила 29 спутников, разработала три вида ракет-носителей, совершивших уже 13 полетов, создала сложную инфраструктуру для проектирования, строительства и испытаний спутников связи и дистанционной разведки, их запуска и управления ими на орбите, а также для переработки и применения научной информации и установила прочную базу рабочей силы для проведения передовых исследований в космосе, доказывает, что индийская космическая программа явилась исключительно успешной и рентабельной, особенно если посмотреть на те выгоды, которые получила страна в ряде сфер».

Среди планов космической деятельности Индии - тщательный анализ возможностей осуществления пилотируемых полетов в космос и исследование Солнечной системы с помощью автоматических космических аппаратов. Особое внимание предполагается также уделить созданию конкурентоспособного национального потенциала ракет-носителей и спутников, в первую очередь для решения практических задач. Правительство Индии считает также очень важной задачей увеличение вкладов национальной космической программы в решение все более широкого комплекса социально-экономических проблем, стоящих перед государством.

США и ряд других стран высказывают озабоченность по поводу намерений Индии активно использовать свой потенциал космической техники в интересах укрепления национальной и международной безопасности.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version