Реклама

На правах рекламы:

11.3. «Космическая» повестка дня на XXI век

Перспективы дальнейшего сотрудничества и эффективного взаимодействия государств и международных организаций в исследовании и практическом использовании космического пространства также безграничны, как сама Вселенная. В этой области можно осуществить многие дерзновенные замыслы. Однако поскольку космическая деятельность по своим масштабам ближе всего к интересам мирового сообщества в целом, то и разработка, не говоря уже о реализации таких замыслов, должна быть общим усилием, свободным от диктата и единоличного лидерства отдельных государств. От того, как поведут себя в новых условиях государства, располагающие наиболее совершенными потенциалами космической науки, техники и промышленности, во многом зависит содержание «космической» повестки дня мирового сообщества на XXI век и результаты ее реализации. Поэтому имеет определенный теоретический и практический интерес рассмотреть те реальные опасности и явные препятствия, которые еще остались на пути превращения возможностей мировой космонавтики в действенный инструмент созидания на планете мирной цивилизации, обеспечения всеобъемлющей безопасности, перехода к устойчивому развитию, решения актуальнейших глобальных и региональных проблем.

В стремлении отбросить устаревшие предрассудки и встать на путь построения на планете гуманной цивилизации человечество постоянно использует богатейшее наследство и разнообразные результаты космической деятельности. Не менее важны и практические действия по исправлению ставших уже очевидными ошибок прошлого. Первостепенной в этом отношении несомненно является проблема недопущения в космос новых видов оружия, даже если это оружие не космического базирования.

В условиях, когда научно-технические и промышленные потенциалы, а также материальные ресурсы, которые государства могут направить на разработки и производство новейших систем оружия, уже не оцениваются только по символическим критериям «обеспечение обороноспособности» или «противодействие внешней агрессии», а Российская Федерация утратила часть своих былых военно-технических возможностей, особенно важны сдержанность, осторожность и особое внимание к вероятным последствиям тех или иных акций отдельных государств и военно-политических группировок в области военно-прикладных научных исследований и разработок.

Если в совместных декларациях высших руководителей России и США можно видеть явные признаки общей позиции по проблемам ограничения самых совершенных вооружений, то практические действия американской стороны в этой области не могут не вызвать удивления и серьезной озабоченности. Во время встречи руководителей «восьмерки» в ФРГ в июне 1999 года было подписано Совместное заявление между США и Российской Федерацией о стратегических наступательных и оборонительных вооружениях и дальнейшем укреплении стратегической стабильности. В нем, в частности, говорится, что стороны заявляют о своей решимости продолжать усилия на достижение значимых результатов в этих областях. Исходя из фундаментального значения Договора по ПРО, для дальнейших сокращений наступательных стратегических вооружений стороны еще раз подтвердили их приверженность этому договору, являющемуся краеугольным камнем стратегической стабильности, и продолжающимся усилиям по укреплению договора с целью повышения его жизнеспособности и эффективности в будущем.

Казалось бы, все делается для повышения стратегической стабильности в российско-американских отношениях и в целом на мировой арене: околоземной космос не станет сферой размещения и боевого применения средств массового поражения. Однако в тот же день, 20 июня, помощник президента США по национальной безопасности С. Бергер, упомянув о том, что президенты США и России договорились о возобновлении переговоров по Договору СНВ-3 и Договору по ПРО, с явным удовлетворением сообщил, что впервые русские согласились обсудить изменения в Договоре по ПРО, которые могут оказаться необходимыми в связи с вероятным созданием США национальной системы противоракетной обороны. Значит такие планы существуют? Но ведь их реализация не только еще больше дестабилизирует соотношение военных возможностей двух стран, но и грозит омрачить и без того резко ухудшившуюся в результате агрессии НАТО в Югославии общую политическую и психологическую атмосферу российско-американских отношений.

В ежегодном докладе президенту и конгрессу за 1998 год министр обороны США в весьма категоричных и недвусмысленных формулировках изложил позицию и намерения США в этой области: «Жизнеспособные программы противоракетной обороны играют решающую роль в более широкой стратегии, имеющей своей целью предотвращение, сокращение, устрашение и защиту от угроз применения ядерного, биологического и химического, а также ракетного оружия... Программа противоракетной обороны США отдает наивысший приоритет программам противоракетной обороны театра военных действий и защиты от крылатых ракет, которые призваны противодействовать угрозе, существующей в настоящее время. Следующий по важности приоритет предусматривает реализацию программы Национальной системы противоракетной обороны, которая позволит США в случае появления угрозы развернуть самую совершенную оборонительную систему. Третьей по важности задачей считается продолжение технических разработок с целью дальнейшего совершенствования систем обороны от баллистических и крылатых ракет».

Когда партнер по жизненно важным переговорам, имеющим своей целью освободить планету и космическое пространство от смертоносных вооружений, заявляет о таких своих намерениях, трудно ожидать в этой области скорых и существенных успехов. Можно ли в таких условиях рассчитывать на то, что космическая деятельность будет служить делу выживания человечества и решения глобальных проблем? Должна ли Россия отложить в сторону свои национальные интересы и согласиться на двойные стандарты на переговорах по ограничению вооружений и в двусторонних и многосторонних проектах международного сотрудничества в космосе ради одной лишь призрачной надежды добиться в отдаленном будущем результатов, достойных вложенных ресурсов и потраченных усилий? Ответы на эти и другие подобные вопросы можно найти в процессе честного и открытого диалога о будущем российско-американских отношений и мировой политики в целом.

Сколь противоречивым и далеким от реальной эффективности ни казалось бы исследователям и общественности многих государств российско-американское взаимодействие в космосе, оно тем не менее является важной тенденцией в развитии мировой космонавтики и крупномасштабного международного сотрудничества в исследовании и практическом использовании космического пространства. В то же самое время при разработке позиции России на двухсторонних и многосторонних переговорах по проблемам ограничения систем противоракетной обороны и космических вооружений, а также о формах и методах сотрудничества в разработках и совместном использовании невоенной космической техники, нельзя упускать из виду традиционное для американской стороны стремление поставить свои прагматические национальные интересы выше интересов всех других участников любых совместных акций на международной арене.

Если мы хотим быть долгосрочными партнерами по сотрудничеству, обе стороны должны учиться содействовать обеспечению национальных потребностей другой стороны. Двойные стандарты неприемлемы ни в сфере ограничения вооружений, в том числе космических, ни при планировании и реализации двухсторонних и многосторонних космических проектов, таких как, например, проект Международной космической станции. Соединенные Штаты должны быть искренними в оценке особых условий, сложившихся в России. Только тогда перспективы участия России не только в различных двусторонних российско-американских проектах, но и в многосторонних акциях и программах самого различного характера будут благоприятными.

Критическое значение современного этапа истории для всего мирового сообщества, и в частности для российско-американских отношений состоит в том, что на нем ярко обозначился «разлом», поворотный рубеж между прошлым и будущим, между изжившими себя методами политики и делающими только первые шаги к политической практике теоретическими концепциями и процедурами принятия внешнеполитических решений. Авторитетный американский ученый и общественный деятель, президент Института всемирной вахты («Уорлдуотч») Лестер Браун, посвятивший свою жизнь изучению глобальных проблем и много делающий для того, чтобы они заняли достойное место в системе политических приоритетов правительств, международных организаций, политических партий и общественных движений, так оценивал ситуацию, сложившуюся на планете в преддверии XXI века: «В мире, испытывающем дефицит ресурсов, самым дефицитным является политическое руководство. История оценивает политических руководителей по тому, реагируют они или нет на величайшие проблемы своего времени».

Мудрость политического руководства - ценнейший ресурс, который должен использоваться не только в интересах отдельных государств, но и служить насущным потребностям мирового сообщества, вступающего в третье тысячелетие своей новой истории помудревшим, усвоившим многие печальные уроки истории. Хочется надеяться, что политические руководители России и США во взаимодействии с лидерами других государств и международных организаций, используя богатый опыт сотрудничества на Земле и в космосе, внесут свой вклад в построение на планете мирной, безопасной и устойчивой цивилизации.

Солнечная система Небесные тела Вселенная Космология English version